3 сентября во время рабочего визита в Республику Алтай, руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков провел совещание с главой региона Андреем Турчаком по вопросам развития дорожной сети в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни», а также осмотрел ключевые участки трассы Р-256 «Чуйский тракт».
«Модернизация одной из красивейших дорог мира – Р-256 «Чуйский тракт» – остается для нас в приоритете. Это не просто транспортная артерия: с ней связано множество культурных и исторических событий, кроме того, вдоль нее расположено огромное количество природных достопримечательностей и археологических памятников. Протяженность трассы Р-256 в Республике Алтай составляет 704 км и 87 % её основного хода полностью соответствует нормативным требованиям. Мы разработали программу дорожных работ, в которую вошли мероприятия по дальнейшему развитию дороги на основном направлении, при этом особый акцент сделан на модернизации подъезда к Телецкому озеру. За четыре года (с 2020-го по 2024-й) нам удалось отремонтировать 50 км этой дороги, из них 39 км – капитально, еще ряд участков привели в нормативное состояние в рамках работ по содержанию», – рассказал руководитель ведомства.
Напомним, что участок трассы Р-256 «Чуйский тракт», подъезд к Телецкому озеру был принят в федеральную собственность в 2020 году в крайне неудовлетворительном состоянии. Тогда Росавтодор разработал программу по его восстановлению, благодаря которой уже почти половина трассы соответствует нормативным показателям, сообщает пресс-служба Упрдор "Алтай".
В настоящий момент дорожники с опережением графика капитально ремонтируют участок протяженностью почти 20 км в Чойском районе, также с опережением идет ремонт отрезка в Турочакском районе (11,7 км). Параллельно Росавтодор разрабатывает проекты на капитальный ремонт трех объектов общей протяженностью 29,5 км.
Руководитель ведомства выразил уверенность, что реализация данных проектов позволит повысить уровень нормативного состояния и в целом комфорта и безопасности при передвижении местных жителей и гостей субъекта РФ по Чуйскому тракту, дать импульс экономическому и социальному развитию Республики Алтай.
В свою очередь Андрей Турчак поблагодарил Федеральное дорожное агентство за внимание и поддержку по ключевым отраслевым вопросам, а также добавил: «При поддержке Росавтодора продолжаем сокращать число аварийных и предаварийных мостов. Если в конце прошлого года их было больше 130, то сегодня уже 106. Продолжаем двигаться дальше».
Отдельно участники встречи обсудили реализацию мероприятий на региональной и местной дорожной сети: благодаря национальному проекту «Инфраструктура для жизни» в 2025 году в Республике Алтай планируется привести в нормативное состояние 100,5 км автомобильных дорог, из них 7,5 км улично-дорожной сети Горно-Алтайска и 93 км региональных и межмуниципальных трасс.
Кроме того, по нацпроекту обновят 12 мостовых переходов общей протяженностью 182,7 пог. м, из которых 95,5 пог. м отремонтируют капитально.
На начало сентября площадь укладки верхних слоев дорожного покрытия составила 344 тыс. кв. м. Это 85,6 % от плана на текущий год. В эксплуатацию уже введены два объекта.
После встречи ее участники осмотрели ключевые объекты ремонта и перспективные объекты строительства и реконструкции в составе трассы Р-256 «Чуйский тракт».
Так, участок в Чойском районе с 60-го по 80-й км трассы Р-256 «Чуйский тракт», подъезд к Телецкому озеру, где сегодня специалисты активно проводят капремонт, начинается за селом Туньжа, далее проходит через села Чоя, Советское, Ишинск и заканчивается на Узлекском перевале.
Здесь дорожники уже выполнили переустройство трех слоев основания и почти до конца уложили верхний слой покрытия. В селах Советское и Ишинск достраивают новые тротуары и устанавливают электроосвещение. В ближайшее время основные работы будут завершены.
По контракту ввести в эксплуатацию объект должны в конце 2026-го, но подрядчик идет с опережением графика и намерен успеть до конца текущего дорожно-строительного сезона.
Еще один участок со 122-го по 133-й км Роман Новиков осмотрел в Турочакском районе: здесь в рамках ремонта уже устранили все локальные деформации, продолжается устройство основания дороги по методу холодной регенерации. Ввод в эксплуатацию запланирован на 2026-й, но основные работы планируется также закончить в этом году.
Что касается основного хода трассы «Чуйский тракт», то здесь ключевая задача заключается в улучшении транспортной доступности на наиболее загруженных отрезках. Речь идет о расширении с двух до четырех полос движения существующих участков, а также строительстве новых.
Так, в Республике Алтай это маршрут в Майминском районе от границы с Алтайским краем до села Усть-Сема, где средняя интенсивность движения превышает 11 тыс. автомобилей в сутки, а в туристический сезон – более 23 тыс. В настоящее время дорога проходит в стесненных условиях, в том числе по населенным пунктам, расположенным между рекой и горами.
Приступая к проектированию объекта с 454-го по 475-й км, дорожники учли интересы местных жителей, гостей региона и выбрали вариант трассировки, который призван не только сократить пробки на данном направлении, но и минимизировать неудобства в период масштабной стройки.
Общая протяженность объекта составляет 18 км, из них 4,5 км – реконструируют, а остальные – проложат с нуля. Новый отрезок будет уходить влево от существующей трассы в районе «Жемчужины Алтая» в обход населенных пунктов Соузга, Черемшанка и частично Манжерок. Жилые дома при реализации проекта не затронут.
Для обеспечения беспрепятственного и безопасного выезда на федеральную трассу возле поворота на Озерное построят современную двухуровневую развязку, органично вписав ее в природный ландшафт. Такое решение позволит значительно снизить социальную напряженность, при этом обеспечит необходимую пропускную способность и транспортную доступность в том числе туристических мест.
Проектная документация на объект уже разработана и направлена на согласование в ФАУ «Главгосэкспертиза России».